АЛЬБЕРТ СОЛТАНОВ «В ПУТИ»
15 марта 2024 года в 15:00 состоится торжественное открытие персональной выставки художника Альберта Солтанова «В пути», приуроченная к юбилею мастера.
Название выставки многослойно с точки зрения смыслов. «В пути» — это и движение жизни в целом, и движение, развитие творчества художника. Перекликается с названием серия работ «Дорога», над которой художник продолжает работать. Картины серии получаются метафоричными и многогранными, и это не случайно, ведь здесь художник следует традициям русского изобразительного искусства и русской литературы, где тема дороги — одна из ключевых. У Солтанова дорога — это и наше здесь и сейчас, и — течение жизни в целом. Жизни, где порой при неестественном освещении многое кажется заманчиво-притягательным, таинственным. Но это только пока не взошло солнце. Об этом — работа «Ночные грезы» (2021)… Другая работа цикла — «Оазис» (2021). Небольшая детская площадка на трассе, среди бесконечного пространства. Всем, кто путешествовал на машине, знакомо это чувство, когда едешь среди бескрайности среднерусского пейзажа, вдруг какой-то объект попадает в поле зрения и вот он уже остаётся позади. Здесь такой объект — детская площадка. И понятно, что картина — не про путешествие в отпуск, она несколько про иное путешествие — по жизни. Вот мы проехали детскую площадку, на которой играли детьми, а потом вернулись уже в качестве родителей, и уже скоро — движение дальше… Еще одна работа из серии — «Тайм-аут. Дорожный кофе» (2021). Остановка в дороге, остановка в жизни, и на этой остановке пока вроде бы все понятно. Вот капот машины, кофе. Но скоро снова вперёд, в неизвестность, в темноту, лишь слегка освещаемую фонарями.
«Сжатие в открытом пространстве» — тоже из цикла «Дорога». И снова тысячу раз виденная и пережитая ситуация — стояния в пробке среди просторов по дороге на дачу — приобретает метафизическое значение. Вроде бы так просто — выскочить, выдохнуть, отправиться туда, где простор и безмерность. Но мы, ругаясь и злясь, продолжаем стоять и задыхаться в добровольном заточении, в надежде, что вот ещё немного, и — воля. Надо только достоять, доехать, дотерпеть…
К этой серии относятся и небольшие графические работы художника, они тоже связанны с дорогой, дорожными впечатлениями. Здесь присутствует и незлая ирония, например, по поводу игрушек, в которые играют современные люди («Игрушки»), или таинственных незнакомок нашего времени (название работы «Незнакомка» явно отсылает нас к знаменитой картине Крамского). Присутствует и грусть, когда художник задумывается о том, как у нас, современных людей, устремления – вместо того, чтобы рваться ввысь, мы прилагаем максимум усилий, чтобы с комфортом двигаться в монотонном потоке («Расхождение целей»).
С темой дороги перекликается в творчестве Альберта Солтанова тема реки, Волги, русских просторов, которая проходит через все творчество художника. Простор (в виде речки, полей и так далее) нередко занимает центральную часть изобразительного пространства в работах художника. Например, как в картине «Неизменность» (2021). Но все-таки главное внимание в этой работе уделено переднему более проработанному плану, на котором — мир человека, с уютными домиками, заборчиками. И в итоге работа получается о чем-то теплом и человеческом важном, удерживающем нас от пугающего, неясного, текуче-изменяющегося, но при этом повторяющегося. Некий пограничный рубеж уюта, который выдержит любое испытания.
Порой пространство начинает раскрываться, показываться, как нечто чудесное, почти сказочное, как в работе «Под яблоней» (2011). Здесь — стремление к манящему неизведанному или полузабытому, виднеющемуся сквозь туман детских снов, прочитанных книг и рассказанных историй. На самом деле, найти это таинственное не так уж и сложно, стоит только отвести рукой ветку дерева или просто открыть глаза, и ты увидишь.
Уют, дом, который тебя ждет, и притягивает в огромной бескрайнем мире — в работе «Зовут ужинать или Большая Медведица» (2020). Маленький дом, из которого через окно и через приоткрытую дверь льётся свет — как точка притяжение в бескрайности Вселенной, которую здесь представляет ночное южное, наполненное звёздами небо.
Человеку, живущего в гармонии и мире с окружающем миром открываются чудеса. «Улов» (2022). Рыбак словно бы поймал в сачок луну, и это выглядит чудом. Но главное чудо здесь — сама жизнь, возможность вот так идти в сапогах по берегу, с удочкой и сачком, слушая тишину… Интересно, что изначально художник планировал более подробную, проработанную трактовку фигуры рыбака, а в итоге сделал его силуэтом, что придало в итоге работе еще более обобщающий смысл.
Волга не отпускает художника, он вновь и вновь продолжает ее писать. В работе «Сон об ушедшем» — условности и декоративности и реалистической точности создают особое впечатление. Заглядываешь в этот дворик и видишь то ли реальность, уже уходящую, то ли уже исчезнувшую, но не так давно, еще в нашем детстве, существовавшую, то ли бывшую когда-то, сто пятьдесят лет назад, но угадывающуюся сквозь толщу истории. Но в любом случае — невероятно теплую, всегдашнюю, вне моды и конъюнктуры.
Есть в работах Альберта Солтанова и щемящее, «левитановское» чувствование родного пейзажа, острое, восхищенное, уже без каких-либо подтекстов.
Именно родной пейзаж позволяет выжить, выдержать дорогу, по которой движется современный человек в ритме современного города. И здесь вновь хочется сказать про цикл «Дорога», над которым художник продолжает сейчас работать. Правда, иногда он, этот пейзаж, оказывается за рамками нашего движения («МКАД. За стеной уже весна» (2021). Дорога — это про движении нашей, здешней жизни, природный пейзаж — про Вечность…
Окружающая действительность для художника Альберта Солтанова — это повод за внешним, видимым глазом, разглядеть большее: историю, саму жизнь со всеми ее сложностями, философской глубиной, тревогами и надеждами, связями. А также увидеть то, что трудно передать словами. Потому мир его работ часто величественен, строг и масштабен.
Время проведения выставки: с 15 марта 2024 года по 26 мая 2024 года.
Билеты приобретаются на сайте музея или в кассе.
Выставку можно посетить по Пушкинской карте,
предоставляются льготы по Менделеевской карте
БИОГРАФИЯ
Альберт Солтанов
Член Союза художников России; Московского союза художников, Ассоциации художников г.о. Мытищи. Член правления секции живописи Союза художников России (Московского областного отделения).
Родился 11.12. 1974 в поселке Васильево Республики Татарстан
В 1996 году окончил Казанское художественное училище.
В 2004 году окончил Московский государственный Академический художественный институт
имени В.И.Сурикова, отделение монументальной живописи (мастерская Народного художника России Е.Н. Максимова).
Регулярно проводит персональные выставки. Постоянный участник федеральных, зональных, городских выставок. Некоторые из них:
— «Молодые художники России», Всероссийская выставка, Москва, 2010
— «Любовь и верность», 2011, всероссийская, Можайск
— «Золотая кисть», международная, Москва, 2012
— «Война и Мир 1812», всероссийская, Можайск, 2012
— «Под яблоней», персональная, 2013, Москва, Союз художников
— «Путешествие в Зазеркалье», персональная, Павловский Посад, 2014
— XII межрегиональная выставка художников Центральных областей России, 2018, Липецк
— «Присутствие» (персональная), Москва, 2018
— Биеннале христоцентричного искусства. Международная, Москва, 2021
— «В поисках Атлантиды» (персональная). Королев, 2022
— «Монументальное искусство в Церкви», к 70-летию МСХ, Москва, 2022
— «ВрЕменное пространство» (персональная) Москва, 2022
— «Размышление о главном» (персональная», Красноармейск, 2022/2023
— «Грани Победы» — всероссийская выставка Союза художников России в Новой Третьякове – 2023
— «Да любите друг друга». Осмысление Библейской темы в современной изобразительном искусстве. В выставочном центре МОСХ России, 2023
— XIII межрегиональная художественная выставка «Цент России», Воронеж, 2023.
XIV Всероссийская художественная выставка «Россия», Москва, 2024.
Как художник-монументалист, Альберт Солтанов украшал:
храмы России – как член бригады художников, и как автор проектов. В том числе — мозаики на хорах церкви Владимира Священномученика и Новомучеников и Исповедников Российских в Петровском парке, Москва (2013), мозаики на фасаде Покровского храма в поселке Жестылево, Московская область (2015), Мозаичная икона Николая чудотворца на фасаде церкви Большое Вознесение у Никитских ворот (2016), мозаики в часовне в честь 1000-летия русского монашества на Святой горе на Афонском подворье в Москве (2020), мозаики на фасаде Собора Казанской иконы Божьей Матери в Богородицком монастыре, Казань (2020),
Участвовал в реставрационных работах мозаик центрального павильона и фонтана «Колос» на ВДНХ, Москва, (2019)
Работал над ключевыми композициями (в том числе купола) мозаик Храма Святого Саввы Сербского на Врачаре (Сербия, г. Белград)
О творчестве Альберта Солтанова не раз писали в федеральных и областных СМИ (в том числе — «Российская газета», журналы «Художник», «Юный художник», «Фома», «Идель», порталы «Правмир», «Православие.ру» ).
Регулярно участвует в качестве председателя в составе экспертной комиссии Министерства культуры Московской области.
Лауреат Первой степени выставки-конкурса им Виктора Попкова.
Награжден Благодарностью министра культуры Российской Федерации, дипломами и благодарностями Российской академии художеств, Союза художников России, Московского союза художников и Министерства культуры Московской области и администрации г.о. Мытищи.
Комментарии закрыты.