ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА В.А.СКОКА (1922-2012) К 100-ЛЕТИЮ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ
Проект к 60-летию музея
Персональная выставка В.А.Скока (1922-2012)
к 100-летию Заслуженного художника России
13 октября 2022 года в 16:00 состоится открытие Персональной выставки В.А. Скока (1922-2012). К 100-летию Заслуженного художника Российской Федерации. Выставка проходит в рамках проекта, посвященного 60-летию Мытищинского историко-художественного музея.
Время проведения выставки: 25 сентября по 30 октября 2022 года.
Выставку можно посетить по Пушкинской карте.
Всюду жизнь. Владислав Скок (1922-2012)
Заставить человека быть художником так же невозможно, как заставить любить. Сколько себя помню, я рисовал, и это главное в моей жизни. Владислав Скок
Владислав Антонович Скок — заслуженный художник России, член Союза художников СССР и почётный гражданин города Мытищи, где родился в 1922 году.
Художественное образование Владислав Скок получил в Московской средней художественной школе имени В. И. Сурикова, в которой он учился с 1939 по 1941 год. Высшее учебное заведение художнику окончить так и не довелось: учёбу прервала война, он был отправлен на Восточный фронт.
В быстрых набросках тех лет Владислав Антонович изобразил войну такой, какой она была на самом деле: чёрные от пороха лица уцелевших однополчан, только вернувшихся из боя, разрушенные дома, пленных японцев. Картин на тему войны у художника немного, и большая часть из них написана много лет спустя победы.
После войны Владислав Скок много путешествует по стране — по Северу, Сибири, Средней Азии и другим местам. В этих творческих поездках он создаёт серии, отразившие быт народа, архитектуру городов и природу.
В 1963 году Владислав Скок вступает в Союз художников СССР. Много экспериментируя с цветом и композицией, он всё больше уходит от реалистической живописи к решению сложных композиционных и колористических задач. Так формируется узнаваемый стиль художника, сочетающий разнообразную и насыщенную цветовую палитру со свободными, но очень точными, местами пастозными мазками.
«Есть художники, которые всю жизнь пушит так, как их научили в институте. Я так не могу, я всё время меняюсь. Считаю, что творческий человек должен меняться и художник не может всё время писать в одной и той же манере.»
Владислав Скок
Высокий горизонт Владислава Скока
Чем дальше от эпохи соцреализма, тем менее монолитной она выглядит. То, что казалось навязчиво преобладающим, отступает на второй план и дробится, дробится… На обнажающихся острых гранях сверкает нечто удивительное ивсегда неожиданное для бывшего советского зрителя.
Владислав Антонович Скок(1922-2012) родился в Мытищах, окончил Московскую среднюю художественную школу имени В.И. Сурикова, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке, участвовал в военном конфликте с Японией (где-то рядом с ним шёл по Маньчжурии солдат срочной службы Борис Петрович Чернышёв). Военные зарисовки художника вошли в подготовленный Л.А. Пичуговой альбом «Фронтовые записки рядового Скока» (Мытищи, 2020), свидетельствующий, что вчерашний школьник- сложившийся неповторимый мастер со своим пониманием изобразительной формы. Избегая мелочной детализации, свободный от ложно-реалистического рабства, владеющий линией как своим жестом, Скок умел выбирать и точно определять единственный образно-смысловой центр любой композиции и поддерживать его немногословным, но активными выразительным контекстом. Однако при этом он не пользовался гротеском или какими бы то ни было ещё приёмами, характерными даже для «сурового стиля», не говоря уже об экспрессионизме. Оставаясь в рамках натуры, он компоновал её так, что она начинала служить его цели — создать образ живого человека в искажённом, изуродованном войной пространстве.
Скок, насколько известно, так и не окончил никакого высшего учебного заведения; период ученичества он, кажется, как-то миновал, по-видимому, счастливо, поскольку вряд ли пошли бы ему на пользу бесконечные академические штудии. Ему не пришлось мучительно преодолевать внешнее давление множества стилистических возможностей и искать в них свою дорогу.
Она у него уже была. С самого начала. Это редкий случай.
В 1963 году мастер вступил в Союз художников СССР и вёл обычную для своего круга жизнь: путешествовал по стране, писал и рисовал. Его выставки и до сих пор проходят в Мытищах, хотя, разумеется, местный масштаб искусству Скока, мягко говоря, тесноват.
И в жанровых, и в пейзажных работах Скока, даже в натюрмортах наиболее частый композиционный приём — поднятый, задранный кверху горизонт, сродни предренессансным алтарным картинам. Ещё одна черта, сближающая его манеру с поздним Средневековьем и Возрождением, — активным первый план, насыщенный действием и эмоциями. Он работал полутонами, с некоторой, кажется, брезгливостью игнорируя готовые цвета «из тюбика», и оттого его многокрасочный мир всегда богат и никогда не банален. Простая деревенская сцена получается сложнее, чем есть на самом деле, потому что многогранный цвет, мягкий, плавный и вместе стем чётко определённый и законченный мазок побуждает жизнь значить больше, чем в обыденном измерении. Доминируют сочетания глубоких синих и сложных коричневых- вариация на темы колористических поисков русских иконописцев. Но в пределах, очерченных крайностями этой цветовой группы, оказываются удивительные соотношения, поражающие редким качеством- противоречивой гармонией контраста.
Скок шёл от поверхности холста в глубину, заставляя работать все планы изображения. Иногда его моря и озёра, помещённые, как правило, на среднем плане, кажутся чуть вывернутыми на зрителя — и это позволяет думать, что художник понимал иконную обратную перспективу.
Богатейший колорит, композиционное своеобразие, тончайшая и смелая работа со светом, умение остановиться там, где начинается некий специальный художественный приём, ориентирующий художника на следование эстетике какого-либо»-изма», позволяет назвать Владислава Скока живописцем жизненной драмы — в том смысле, что напряжённость бытия не мешает ему быть радостным и насыщенным.
Вера Калмыкова
Комментарии закрыты.