ВЫСТАВКА РАБОТ КОЛЛЕКТИВА МАСТЕРСКОЙ АЛЕКСЕЯ ШИЛОВА. НОВЫЙ НОВЫЙ ГОД. КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ПОДМОСКОВЬЯ
19 декабря 2024 года в 17:00 состоится открытие выставки работ коллектива Мастерской Алексея Шилова «Новый Новый год. Культурные коды Подмосковья».
Выставка работ коллектива Мастерской Алексея Шилова «Новый Новый год. Культурные коды Подмосковья» дает возможность увидеть эскизы и фрагменты росписей, произведения скульптуры, макеты и визуализации проектов, осуществленных с 2022 по 2024 год. Экспонируемые произведения впервые представлены вместе в одном выставочном пространстве.
Творческим кредо команды Алексея Шилова является отражение в современном искусстве оформления общественных пространств исторического и культурного наследия, обращение к локальному культурному коду. Так появились первые росписи и сграффито на стенах зданий Звенигорода в рамках реализации масштабного проекта «Краеведческий музей под открытым небом» в 2022 году. Жители города и многочисленные туристы отныне могут видеть образы Преподобного Саввы Звенигородского, Андрея Рублева, царя Алексея Михайловича с сыном – малолетним царевичем Петром на фоне городского пейзажа XVII века или изображения непринужденно беседующих и прогуливающихся по улицам Антона Чехова, Федора Шаляпина, Марии Якунчиковой и многих других выдающихся представителей русской истории и культуры, чья жизнь так или иначе была связана со Звенигородским краем. Часть утраченных городских видов начала ХХ века вновь возродилась благодаря созданным художниками мастерской в технике сграффито масштабным архитектурным перспективам – проекциям старинных улочек. Стартовый проект в Звенигороде продемонстрировал несомненную актуальность выбранного Алексеем Шиловым направления, связанного с апелляцией к культурным кодам, вызвав общественный резонанс и положительный отклик среди большинства зрителей. Сегодня здания, оформленные командой, набирают все большую популярность – появляются на страницах путеводителей; на фоне росписей с удовольствием фотографируются туристы и горожане; сюжеты и изображенные персонажи, рассказывая о важных вехах в истории Звенигорода, выполняют просветительскую роль.
Сфера деятельности мастерской, помимо росписей экстерьеров, включает также создание живописных ансамблей в интерьерах общественных зданий. Значимым и уникальным проектом стало художественное оформление Центра постинтернатного сопровождения слепоглухих инвалидов им. А. И. Мещерякова в г. Сергиевом Посаде. Искренним желанием команды живописцев и скульпторов Мастерской Алексея Шилова было наполнить архитектуру выразительными образами, связанными как с творческой деятельностью, организованной в самом центре, так и с культурными традициями Сергиево-Посадской земли. Оформление стен в технике сграффито и создание скульптурных композиций позволяет воспринимать произведения не только визуально, но и тактильно. Важной стала и вариативность применяемых материалов: разнообразных красок, штукатурки, керамики, бронзы, алюминия, мрамора, известняка, в осязательном восприятии дающих более точное представление о произведениях искусства тем, кто в силу недуга не может воспринимать их визуально. Авторы сграффито в качестве основного фонового цвета выбрали желтый — цвет, что последним уходит из зрительного восприятия мира теряющего зрение человека. Сюжеты росписей апеллировали к культурным кодам Посадской земли: Преподобный Сергий Радонежский с братией около стен Лавры, знаменитый Абрамцевский дуб на фоне Сергиева Посада XIX века, матрешки – один из символов города, когда-то главного центра по производству знаменитой «сергиевской» игрушки в России. Героями скульптурных групп стали сами учащиеся центра: композиции «Тифлокомментирование», «Чтец» (читающий методом Брайля), «Признание» — юноша на языке жестов объясняется в любви своей возлюбленной и другие.
Мастерская Алексея Шилова приняла участие в росписях интерьеров Детского клинического центра им. Л. М. Рошаля в Красногорске. Для приезжающих на лечение со всех концов страны детей художники оформили росписями холлы на сюжеты сказок народов России. Каждый этаж здания посвящен определенному региону: здесь и уральские сказания Бажова, и эпосы народов Крыма, Чувашии, Кавказского региона, русских народных сказок. Росписи по стилю приближены к иллюстрациям из детских книг, представляя причудливые пейзажи, оживающий на глазах мир природы, чудесных ярких персонажей. Поток света, «дыхание» пространства, свет, тепло и искристость колорита росписей – все это было создано для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, ощущая энергию добра и поддержку.
Завершение строительства Детского клинического центра им. Л. М. Рошаля в Красногорске и начало работы центра им. Мещерякова стали событиями государственного значения, что подтверждается участием в церемониях открытия президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Работа Мастерской Алексея Шилова также связана с отдаленными районами Подмосковья. В сентябре 2024 года раскрыла свои двери школа в селе Верзилово Ступинского района. Ученики и преподаватели получили возможность не только учиться и работать в новом современном здании, но и оказались в совершенно необычном, уникальном художественном пространстве, аналогов которому в отечественных учебных заведениях нет. Стены лестничных пролетов были расписаны художниками мастерской в духе оптических иллюзий, представляя перспективы с изображением захватывающих пейзажных видов Ступинского края и усадьбы Семеновское-Отрада в пору ее расцвета. На стенах под световыми фонарями в рекреациях появились изображения летящих над землями Ступино и Крайнего Севера самолетов и вертолетов, детали к которым выпускаются на местных заводах, и парящий в космическом пространстве первый спутник Земли, созданный здесь же — на Ступинском металлургическом комбинате в 1957 году. Идея о необходимости распространения отечественной культуры за пределы центров, развитии ее очагов на периферии, стала после проекта в Верзилово одним из прерогативных направлений деятельности Мастерской Алексея Шилова.
В Ступино команда мастерской, включая архитекторов, также разработала и установила на Бульваре Победы памятную стелу, посвященную участникам СВО. Лаконичный образ памятника, созданного из архитектурного бетона, отсылает к традициям отечественных военных мемориалов, представляя устремленный вверх меч и прорезанный в нем силуэт щита. Как и пятиконечные звезды, расположенные на пьедестале, щит и меч олицетворяют вооружённые силы Российской Федерации, стоящие на страже нашей страны, доблесть и отвагу её защитников. Творческий коллектив также принял участие в создании для аллеи Славы десяти латунных пластин с портретами героев, погибших при исполнении интернационального долга в республике Афганистан и контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Выполненные в технике фрезеровки и ручного патинирования изображения воинов воссозданы по сохранившимся фотографиям. Фоном портретов служит абрис гор.
Важной вехой в деятельности творческого коллектива стал проект въездной стелы в Мытищи, установленной в сентябре 2024 года, во многом смелый и экспериментальный. Стела олицетворяет город Мытищи — важнейший промышленный центр Подмосковья, крупнейшими предприятиями которого являются ММЗ и Метровагонмаш. На вертикали из сатинированной нержавеющей стали размещено название города — «Мытищи». Сложная конфигурация пластических форм, созданных из стали и бетона, воплощает образ современных технологий, устремленных в будущее. В нижней части стелы под продольным бетонным козырьком закреплены одна за другой семь металлических пластин с лазерной резкой наподобие заводских заготовок. На внешних пластинах изображены бук и поезд «Москва 2024», производимые на предприятиях ММЗ и Метровагонмаш. Оригинальный прием наслоения изображений отражает суть процесса производства — от инженерных разработок до схода изделий с конвейеров. Эффектная подсветка в тёмное время суток подчёркивает техногенный характер стелы и олицетворяет предприятия, работающие не только днем, но и в ночное время.
В экспозиции также представлены работы, которые реализуются в настоящее время, их открытие запланировано на начало 2025 года. Посетители могут познакомиться не только с произведениями, созданными командой, но увидеть подготовительные этапы, ощутить импульс работы творческого содружества.
Время проведения выставки: с 18 декабря 2024 по 9 января 2025 года.
Билеты приобретаются на сайте музея или в кассе.
Выставку можно посетить по Пушкинской карте,
предоставляются льготы по Менделеевской карте
Комментарии закрыты.