Анонс выставки Ольги Ионайтис
Выставка ОЛЬГИ ИОНАЙТИС
ВСЯ СОЛЬ В АКВАРЕЛИ
24 сентября 2020 года в 13-00 в Мытищинском историко-художественном музее пройдет пресс-показ выставки Ольги Ионайтис «Вся соль в акварели», приуроченной к юбилею художника.
Ольга Ионайтис родилась 1 ноября 1965 года в городе Мытищи Московской области.
Отец – Ионайтис Ромуальд Ромуальдович, учёный-атомщик, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профссор МВТУ им. Н.Э.Баумана. Мать – Ионайтис Наталия Алексеевна, программист-экономист.
В семье не было профессиональных художников, однако мама Наталия Алексеевна очень хорошо рисовала в детстве сама и всячески поощряла любовь дочери к рисованию. Дома была очень большая библиотека детских книг. Родители Ольги относились к ним невероятно бережно. Достаточно сказать, что у неё до сих пор хранятся подшивки тоненьких детских книжек, изданных в 40-х годах прошлого века с иллюстрациями Коношевича, Лебедева, Пахомова .
Учитывая, что больше всего Ольга любила читать и рисовать, неудивительно, что профессию книжного художника она выбрала ещё в детстве.
В 1980 году Ольга окончила Мытищинскую художественную школу. В 1982 году поступила в Московский Полиграфический институт, училась на курсе Дмитрия Спиридоновича Бисти, а также у В.Кортовича и А.Ливанова. Считает, что ей на редкость повезло встретить ещё до поступления в институт замечательного художника Наталию Ярош, которая стала её наставником и близкой подругой на всю жизнь.
Продумывая дипломную работу, Ольга решилась проиллюстрировать собственные стихи, в результате появилась «Книжка про котов», нарисованная под впечатлением первого знакомства с Таллинном. После того, как готовую работу увидел Борис Александрович Алимов, главный художник издательства «Радуга», было принято решение издать её, и в результате к защите диплома в 1987 году Ольга смогла продемонстрировать уже вышедшую книгу.
Затем были три авторские книги художника, придуманные и подготовленные самостоятельно, они все вышли в 1992 году в издательстве «Благовест»: «Прогулки по Москве в картинках для детей: Кремль», «Прогулки по Москве в картинках для детей: Китай-город» и «Русские суеверия». В очень большой степени создание именно авторских книг было вызвано тем, что Ольга не могла позволить себе работать с издательствами , потому что сразу после окончания института родила дочь, Николину.
В 1997 году за серию детских книг о Москве Ольга Ионайтис была награждена медалью «850 лет Москвы» за вклад в развитие культуры города .
Наличие нескольких вышедших брошюр позволило главному художнику издательства «Малыш» Михаилу Салтыкову предложить Ольге в 1994 году первую большую книгу – три повести О.Пройслера «Маленькое привидение», «Маленький Водяной» и «Маленькая Баба-яга.». Работая над ней, художник нашла своё решение: традиционные фольклорные образы предстают здесь добрыми, забавными и проказливыми детьми. Ребенку легко ассоцировать себя с ними, доверять им, мечтать о волшебстве нестрашном, почти домашнем, решать те же проблемы – непонимания, одиночества, непохожести на других.
С этой книги началась долгая дружба Ольги Ионайтис с издательством «Малыш», который она считает родным домом.
«Миша ни разу не обидел меня во время сотрудничества- все замечания, которые, конечно, были, он делал так, что мне казалось, будто это я сама догадалась, как исправить и улучшить иллюстрации. Он разрешил мне ввести орнамент, он терпеливо выслушивал все мои завиральные идеи, он хвалил и подначивал, и в результате книга получилась очень даже неплохой. Литературным редактором этой книги была Оля Муравьёва, и с тех пор я считаю Мишу и Олю своими книжными крёстными… Ведь очень важен первый опыт работы с редакцией, он накладывает отпечаток на всю будущую творческую деятельность. Кому-то подрезают крылья, а мне их нарастили.»
С 1994 года начинается сотрудничество Ольги Ионайтис с литературно-художественным агенством «Норд» и Наталией Будур. Молодому художнику доверяют иллюстрировать новую книгу замечательного писателя Ирины Петровны Токмаковой « Вместе почитаем, вместе поиграем» , и с этого момента начинается долгая дружба с семьёй Токмаковых и работа над совместными проектами с Наташей Будур, которая продолжается до сих пор.
В 2006 году «Большая новогодняя книга»(Дрофа Плюс, 2006), автором-составителем которой была Наталия Будур, получила вторую премию на конкурсе Издательского совета Русской православной церкви «Просвещение через книгу» в номинации «Лучший художник — иллюстратор».
С 1995 года Ольга Ионайтис знакомится с журналом «Детская Роман-газета». Главным художником журнала долгие годы был Юрий Леонидович Коннов, и он оказал огромное влияние на молодого художника, в очень большой степени способствуя её росту. Сначала ей давались небольшие картиночки к простым текстам, потом всё более сложные, потом главные темы журнала.. Ольга вспоминает, что отчаянно трусила и боялась браться за непривычные для себя сюжеты, но Юрий Леонидович подбадривал и верил в неё, поэтому подвести его было невозможно…И самое главное, чему он научил: каждая картиночка, самая маленькая, должна быть сделана на пределе возможностей, максимально честно, чтобы не было стыдно за неё никогда. Его знаменитую фразу «это же не моя фамилия будет тут стоять, а ваша…» вспоминают многие художники, работавшие с журналом. И, конечно, на страницах Детской Роман-газеты появлялись работы маститых художников : В.Панова, Б.Алимова, Г.Мазурина, Н.Устинова, многих других, и молодым хотелось тянуться к их высотам, постоянно расти над собой.
В 2002 году за серию иллюстраций Ольга Ионайтис награждена премией «Детской Роман-газеты».
C 2006 года Ольга также сотрудничает с журналом «Мурзилка».
В 1996 году Ольга Ионайтис вступила в Московский союз художников (секция книжной графики) и в Союз художников России (секция графики), в 1999 году — в Ассоциацию художников города Мытищи.
Следующим этапом роста после многочисленных детских книг, сделанных для издательств «Малыш», «Оникс», «Стрекоза», «Белый город», «Олма-пресс» стало сотрудничество с агенством Пиарт и работа для издательств Южной Кореи в период с 2000 по 2006 год. Жёсткие сроки и требования выработали способность работать быстро и максимально сосредоточенно. В этот период художник проиллюстрировала книги «Жизнь Далай-ламы», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Маленькая принцесса», «Эльфы и башмачник», «Дедушка Мыш и внучек» и другие.
В 2008 году в издательстве Росмэн выходит книга П.Бажова «Серебряное копытце» с иллюстрациями Ольги Ионайтис, и с этого момента художник работает только в технике акварели. Иллюстрации к этой книге были удостоены диплома на Триеннале стран Балтии в 2009 году.
В этом же году в издательстве Сретенско-Иверского монастыря выходит книга Ч.Диккенса «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» , в 2018 году иллюстрации были использованы для издания «Библии для детей» в «ЭКСМО», книга получила одобрение Издательского Совета Русской Православной церкви.
Художник говорит (интервью сайту «Артхив»):
…Я изучала иконографию, да и множество детских Библий пересмотрела… Мне хотелось найти ту степень стилизации, которая, сохранив реалистичность изображения, все-таки будет эхом икон и фресок, потому что обычно для детей делают суперреалистичные иллюстрации к Библии, а мне это кажется неправильным. При абсолютной достоверности истории, в ней так много волшебства и тайны…
В 2010 году в издательстве «Росмэн» выходит издание Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» с иллюстрациями Ольги. Эта книга, являясь исключительно озорным и насмешливым повествованием, сама по себе определила сильную стилизацию персонажей, необычные ракурсы, гипертрофированные детали и стала для художника знаковой.
Сразу после неё Ольга иллюстрирует «Майскую ночь или утопленницу», которая отличается тем, что художник попыталась сделать упор на романтический аспект данного произведения, передать волшебную прозрачность майской ночи, поэтому вся книга выдержана в сумеречном, сдержанном колорите. Магическая составляющая, мистика проявляются как-бы между прочим, предовставляя зрителю возможность и право самому додумать страшные образы, придуманные Н.В. Гоголем. С одной стороны это не должно отпугнуть маленького читателя, который впервые знакомится с классикой нашей литературы, а с другой – дает простор для его собственной фантазии. Напротив, лица главных героев, и русалки в том числе, были проработаны особенно тщательно и подробно, чтобы создать ощущение реальности происходящего на страницах книги.
Иллюстрированные Ольгой Ионайтис книги Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (Росмэн, 2010) и «Майская ночь, или Утопленница» (, 2013) номинировались Ассоциацией книгоиздателей России на звание «Лучшая книга для детей и юношества» в 2010 и 2013 году.
В 2012 году Ольга Ионайтис рисует для издательства «Росмэн» сборник сказок Шарля Перро, декорированный цветочными орнаментами, плавно перетекающими со страницы на страницу, а в 2013 году в издательстве «Росмэн» выходит книга А.Франса «Пчёлка», в которой Ольга впервые очень решительно вводит в иллюстрацию контур и монохромный орнамент.
Издание сказки Анатоля Франса «Пчёлка» с иллюстрациями Ольги Ионайтис (Росмэн, 2013) было награждено Дипломом Российской государственной детской библиотеки.
В 2016 году в издательстве «Росмэн» выходит книга «Новогодняя ёлка», включающая в себя рождественские рассказы русских писателей, иллюстрации для которой Ольга заключила в морозный орнамент, создающий иллюзию узора на замёрзшем окне, и это решение смогло объединить истории, рассказывающие о Палестине и Петербурге, Мадриде и провинциальном русском городке, сделать книгу цельной.
В рамках проекта Издательского дома Марджани «Сказки Великого Шёлкового пути» в 2012 году Ольга Ионайтис иллюстрировала сборник алтайских народных сказок «Рыжий пёс» в переложении Ирины Богатырёвой.
«Изучение фантастических персонажей народных сказок – необыкновенно интересно, особенно любопытно наблюдать, как меняются они в зависимости от условий быта народности. Иллюстрируя «Алтайские сказки», я столкнулась с персонажами страшными, непонятными для меня, тем важнее было найти их, сделать доступными для ребенка. Мне хотелось добиться того, чтобы те, кто прочитает сказки , захотел поехать туда, где среди скал и озер гуляют такие создания. Может, он их там и не увидит, но кто знает..».
В 2012 году книга вошла в топ-лист Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№ 14.
Сборник мордовских народных сказок «Чудо в перьях» в переложении Алёны Каримовой был сделан в рамках того же проекта несколько лет спустя.
В 2017 году книга была представлена на российском стенде Международной биеннале иллюстраций в Братиславе.
В 2013 году для издательства «Лабиринт» Ольга Ионайтис делает иллюстрации к сказкам русских писателей, рисует сложные орнаменты для оформления своих работ и иллюстраций Максима Митрофанова в той же серии. В 2014 году в издательстве «Лабиринт» выходит книга английской и шотландской поэзии «Робин Бобин Барабек», в которой Ольга ненадолго возвращается к работе цветными карандашами, сильно стилизуя и утрируя образы.
В 2017 году выходит книга М.Конопницкой «О гномах и сиротке Марысе», также сделанная Ольгой для издательства «Лабиринт», в которой удивительно органично сочетаются «подсмотренные» персонажи и придуманные гномы. Для оформления снова используется монохромный орнамент, плавно втекающий в картинку и поля книги.
В 2015 году для издательства «Малыш» Ольга проиллюстрировала книгу Ф.Бернетт «Таинственный сад», а в 2017 году – «Маленький лорд Фаунтлерой». Книги сделаны в одной технике – акварель с контуром коричневой тушью, который кладётся тонкой кистью поверх цвета.
«Очень тяжело подбирались образы героев. Вообще-то я могу прямо из головы нарисовать любого персонажа, он будет убедительным, в меру стилизованным, примет нужную для меня позу… Вот только если пользоваться источником собственной фантазии бесконечно, он не то, чтобы иссякает, но становится несколько однообразным. Поэтому несколько лет назад у меня появился новый подход к работе над некоторыми книгами. Я начала искать прототипов героев среди реальных людей. Сначала помогали родственники: муж, дочки, сёстры, родители, племянники… Потом появилась необходимость дополнительных характерных героев.
С тех пор я чувствую себя немножко режиссёром – всё время в поиске новых героев для своих книг.»
В 2017 году началось сотрудничество Ольги Ионайтис с издательством «Верже». Была перевыпущена книга стихов И.П.Токмаковой, впервые увидели свет иллюстрации к «Шекспиру для детей» в пересказах И.П.Токмаковой, а также издатели представили художнику возможность реализовать давнюю мечту: проиллюстрировать «Приключения Оливера Твиста» Ч.Диккенса. Работа длилась больше года, художник работала в технике акварели, используя сложные эффекты и добиваясь эффекта «старого шёлка». Спусковые картинки и концовки были выполнены монохромно. К сожалению, книга до сих пор не издана.
В 2018 году Ольга рисует для издательства «Синдбад» небольшую серию иллюстраций к новелле Ф.Бакмана «Себастьян и тролль».
В 2019 в издательстве «Малыш» выходит книга C.Маршака «Кошкин дом» с иллюстрациями Ольги, а в издательстве «Росмэн» — «Русские сказки о животных».
Ольга Ионайтис сотрудничает с Библиотекой-читальней имени И. С. Тургенева, Центральной городской детской библиотекой имени А. П. Гайдара , Российской государственной библиотекой и Ассоциацией «Растим читателя». Организует выставки, встречи, мастер-классы для детей и взрослых. В РГДБ ведёт авторский курс для детей восьми—двенадцати лет «Книга своими руками».
Ольга Ионайтис — участник и организатор многих коллективных художественных выставок в России и за рубежом.
С 2013 года рецензирует дипломные работы студентов Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова (с 2016 года это Московский Политехнический университет).
Ольга Ионайтис — куратор выставочных программ Совета по детской книге России.
В 2019 году — член жюри 27 Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
В 2020 году Ольга Ионайтис была удостоена Серебряной медали Российской Академии художеств за серию иллюстраций к произведениям Френсис Бернетт «Таинственный сад» и «Маленький лорд Фаунтлерой».
Работы Ольги Ионайтис хранятся в Государственном литературном музее, в Историко-художественном музее города Мытищи, в картинных галереях города Мытищи и города Красноармейска, в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом — в Германии, США, Южной Корее.
Кроме книжной иллюстрации, Ольга Ионайтис создаёт графические серии, которые выпускаются в виде открыток: сказочные и рождественские мотивы, цветочные композиции.
Дочь Николина Коваленко(1987), художник, член МСХ( секция станковой графики). Закончила Суриковский лицей, Суриковский институт, училась у А.Любавина, А. Теслика, А.Якушина.
В детской книге, мне кажется, не должно быть зла. Я всегда считала, что у книжного художника, особенно у детского, — максимальная степень ответственности перед читателями.
…Я изучала иконографию, да и множество детских Библий пересмотрела… Мне хотелось найти ту степень стилизации, которая, сохранив реалистичность изображения, все-таки будет эхом икон и фресок, потому что обычно для детей делают суперреалистичные иллюстрации к Библии, а мне это кажется неправильным. При абсолютной достоверности истории, в ней так много волшебства и тайны…
Материалы предоставлены Ольгой Ионайтис, с сайта РГДБ,
Выставка открыта для посещений с 20 сентября по 29 октября 2020 года.
Комментарии закрыты.