История Городского округа Мытищи
  • Подписчиков
  • подписчиков
  • Подписчиков
Госуслуги
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Пилотный проект. Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

  • Подписчиков
  • Подписчиков
  • подписчиков

События

  • Кедринские чтения 2023
  • Холокост!​ ​ Помнить, чтобы это не повторилось! Открытие выставки, посвященной жертвам Холокоста
  • Концерт в музее
  • Новогодний квест «В поисках мешка Деда Мороза»
  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРИНЫ МАКОВЕЕВОЙ «ЗЕМЛЯ ЛЕОПАРДА»
  • НОВЫЙ СЕЗОН — ОТКРЫТ! МУЗЕЙ — ПЛОЩАДКА ОЛИМПИАДЫ «МУЗЕИ, ПАРКИ, УСАДЬБЫ»
  • ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДИКОЙ ПРИРОДЫ «ФОТОБЕСТИАРИЙ-2022. ВРЕМЕНА ГОДА»
  • ПЕШЕХОДНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ
  • ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ
  • УКРАСИМ ЕЛКУ ВМЕСТЕ!

Мытищинский историко-художественный музей Мытищинский историко-художественный музей - История Городского округа Мытищи

Логотип
  • О музее
    • О музее
    • История музея
    • Документы
    • Противодействие коррупции
    • Контакты и реквизиты
  • Выставки и события
    • Выставки и события
    • День рождения музея
  • Коллекции
    • Предметы музея в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации
    • Декоративно-прикладное искусство
      • Федоскино
      • Жостово
      • Русский батик
    • Изобразительное искусство
      • Живопись
      • Графика
      • Коллекции Скульптура
    • Мемориальные фонды
      • Разведчик Вильям Генрихович Фишер (Рудольф Иванович Абель) (1903-1971)
      • Художник Виктор Ефимович Попков (1932-1974)
      • Поэт Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)
      • Поэт Николай Иванович Глазков (1919-1979)
    • «Ткань, кожа, кость»
    • Коллекции «Нумизматика»
    • «Стекло, фарфор, керамика»
      • Кирпичи с клеймами
    • Коллекции «Дерево»
      • Упаковка для чая
    • Коллекции «Металл»
    • «Книги»
    • Кино-, фото-, фономатериалы
    • Коллекции «Археология»
      • с. Тайниское
      • Славянское селище
      • Экспедиция Института археологии РАН
      • Отдельные находки
    • «Документальные материалы»
  • Книги
  • Посетителям
    • КУПИТЬ БИЛЕТ
    • Заказ экскурсии
    • Стоимость посещения
    • Экскурсии музея
    • Экскурсии вне музея
    • Заказ экскурсии вне музея
    • Интерактивные программы
  • Контакты
  • Герои-мытищинцы
  • #ЗнакомыйГолос
  • Пионеры-Герои
  • Предметы в 3D
  • Экскурсии и уроки онлайн
  • Пресса
  • Публикации
  • Интервью
  • Международное сотрудничество
  • #МЕСТОПАМЯТИ
  • Фотоконкурс
Мытищинский историко-художественный музей
  • Музей
  • Выставки
  • ВИКТОР ПОПКОВ. ВЫБОР ПУТИ

Уважаемые посетители!
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

- В соответствии с нормами Роспотребнадзора мы проводим регулярную санобработку во всех помещениях музея.

ЭКСКУРСИИ

Заявку на экскурсионное обслуживание можно сделать по телефону: +7 (495) 586-52-98, по электронной почте: m476@mail.ru и через форму заказа экскурсии на сайте музея https://mytyshimuseum.ru/posetitelyam/zakaz-ekskursii/.

Показать больше...
Выставки

ВИКТОР ПОПКОВ. ВЫБОР ПУТИ

Автор mngr_art Обновлено Мар 3, 2022 549

4 марта 2022 года в 12.00 в Мытищинском историко-художественном музее состоится пресс-показ в рамках проекта к 60-летию музея персональной выставки к 90-летию художника Виктора Ефимовича Попкова «Виктор Попков. Выбор пути» из собрания музея.

Творчество Виктора Ефимовича Попкова служит камертоном для многих современных художников. Его «Шинелью отца» вдохновляются молодые живописцы, пытаясь примерить на себя моральные ценности старших поколений. Автобиографичная работа «Северная песня» («Ой, да как всех мужей побрали на войну»), изображающая солдатских вдов и среди них мать В. Попкова, оставшихся одинокими до конца жизни.

Художник остро чувствовал и отражал своё время. Исповедальность, суровый стиль не буквально – ведь в искусстве не бывает повторов – отдаются эхом памяти шестидесятников — детей войны в творчестве художников ХХI века. Погибший от пули в мирное время, как и его
великие предшественники-новаторы: Лермонтов, Маяковский, Пушкин, к образу которого он возвращался неоднократно, Виктор Попков стал символом искусства послевоенного поколения, несущего незаживающие раны своих отцов, не вернувшихся из великого освободительного похода. О многом заставляет задуматься творчество Виктора Попкова, созвучные ему темы, продолжают развивать современные художники.

Дождь в душе художника

«Когда-нибудь, в Москве будет открыт музей Виктора Попкова, специально построенный, по особому проекту. В огромных светлых залах будут висеть его полотна – все: и те, которым присуждена Государственная премия, и те, которым еще предстоит быть оцененными критиками и потомками», – писала известный журналист Ж. Гречуха.

В Москве музея пока нет, а вот в Мытищинском художественном музее уже давно работает мемориал Виктора Попкова.

Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150 работ мастера. Внимание к персоне живописца не случайно. Все, что касается русской национальной культуры, имеет огромный интерес. А Творчество Попкова глубоко национально. Для него родная земля не была пустым понятием. Художника-трибуна, все касалось: и радость, и боль общества. Все его программные полотна об этом. «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны сейчас и будут современны всегда. Поскольку темы, поднятые художником,  настолько масштабны, что их нельзя отнести к какому-либо конкретному времени. Например, полотно «Лето. Июль», задуманная здесь в Мытищах, где прошло его детство и юность. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание». Дома, в котором жили Попковы, на улице Силикатной, 30, теперь уже нет, но многочисленные рисунки, этюды, эскизы остались в истории города благодаря живописцу. Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. Но время и ее не пощадило.

Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается  настоящее произведение».

Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков»? Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Я думаю, в наше смутное время он обратился бы к истории России, к русскому национальному самобытному искусству, потому что сейчас это – болевая точка страны. В письме к художнице Наде Леже он писал: «Конечно, художник нашего времени призван писать о больших явлениях жизни. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна, или серии».

Как-то после работы над этюдом он решил искупаться в Клязьме недалеко от храма Покрова в Тарасовке. Когда вышел из воды увидел на своем пейзаже накарябанное матерное слово. Рядом стояли два подростка и смеялись. Художник в сердцах отвесил им подзатыльники, а они привели своих отцов, готовых наброситься на Виктора. Он пытался выяснить, как же они воспитывают своих детей, но это было бесполезно.

Искусствоведу Г. Анисимову Виктор подарил альбом, в котором были рисунки и наброски Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Д. Шостаковича, ансамбль песни Александрова в полном составе и другие, сделанные в период его работы в Комитете по присуждению Ленинских и Государственных премий, в состав которого он входил в начале 60-х годов. Самым ярким впечатлением в работе в Комитете был серьезный разговор с членом ЦК, скульптором Е. Вучетичем после голосования по поводу присуждения премии А. Солженицыну. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение премии писателю). Виктор пытался спорить, но нарвался на такие серьезные угрозы, что на целую неделю уехал к матери в Мытищи – боялся, что убьют. Это было время «Оттепели», когда многие молодые творческие личности поверили в свободу творчества и надеялись, что так будет всегда. Ведь им молодым актерам, писателям, художникам доверили работу в Комитете по премиям. Обманувшись в ожиданиях, они не сложили оружие и продолжали бороться с коммунистической идеологией, довлеющей над творчеством. В. Попков, горячо выступая на заседаниях и съездах, иногда только потом осознавал опасность своих действий. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающем о свободе. Партийные инструкторы, принимающие выставки, часто не вешали полотна В. Попкова по политическим соображениям, и он придумал знаковую систему образов, где через притчу смог говорить о том, о чем он не мог не писать. Он изобразил себя лежащим обнаженным на крыше над городом с бутылкой вина и смотрящим на свободно летающих голубей. Он мне объяснил смысл своего замысла так. Обнажен, потому что открыт для всех и искренен в своем творчестве. Он отождествляет себя с белой церковью, зажатой серыми крышами города и завидует свободе голубей.

Все, кому приходилось писать о Попкове, сходились на том, что во всем его творчестве поражают чистота и совестливость души, взволнованная личная интонация, прямая или косвенная автопортретность. Без этого нет художника Попкова.

Он своей натурой праведника никак не мог принять то, что человека можно оболгать, облить грязью публично, заклеймить позором тогда, когда для этого нет никакого повода. Ложь для его натуры была просто не приемлема.

Еще подростком в деревне он решил бодаться  с местным бычком, а тот ему рогом саданул в переносицу. Еле жив остался. По сути, он всю жизнь подался  с властью. И она его не щадила. Он органически не принимал ложь и не справедливость. В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. В любом полотне он сам незримо присутствует, как свидетель происходящего. Картина «Мой день» тому свидетельство.

Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Слева старушка – справа молодая девушка. Он видел, как она выскочила из дома, поругавшись с матерью, и бросила на снег ключ. Сам художник сделал из этого события притчу о молодости и старости, об одиночестве, о времени. Он сам не знал, какую линию выбрать – у него их было несколько. Простая бытовая сцена обросла легендами и домыслами. На вопрос критиков отвечал, что та ассоциация, которая у вас возникнет по поводу картины, та и будет правильной. Когда писал «Шинель отца» – плакал. Вспоминал отца, погибшего на фронте. Его учитель Е. Кибрик спросил как-то: «Виктор, у тебя в картине «Хороший человек была бабка Анисья» люди накрыты накидкой от дождя, а дождя нет. Почему»? – «Дождь в душе», – ответил Попков. Одна из самых знаковых картин живописца – «Осенние дожди. Пушкин». Было много вариантов эскизов после поездки в Михайловское: Пушкин целился из пистолета в свое изображение в зеркале, был изображен падающим, лежащим. Оптимальный вариант состоялся, когда Виктор почувствовал себя на месте Александра Сергеевича перед дуэлью. Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Лестница вниз летящие осенние листья, лужи дождя. Картина оказалась последней на мольберте живописца и, пожалуй, самой пронзительной своей автобиографичностью.

Из дневника художника:

 

19 октября 1970 г.

«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память.

Какой же вывод сегодня я смог сделать?

Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали – покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.

И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется – тело, мысль, душу.

И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу, и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».

Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна. И значимость этой благодати с каждым годом все существенней, потому что любовь к творчеству художника множится в его произведениях.

Юрий Попков,

художник,

директор издательства «Живопись-Инфо»

 

549
Поделиться

Предыдущее событие

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА В.А. ПЕРМИЛОВСКОГО

Следующее событие

ВЫСТАВКА «КРЫМСКАЯ ВЕСНА»

Вам также могут понравиться Еще от автора
Без рубрики

Кедринские чтения 2023

Выставки

Холокост!​ ​ Помнить, чтобы это не повторилось! Открытие выставки, посвященной…

Выставки

Концерт в музее

Афиша

Новогодний квест «В поисках мешка Деда Мороза»

Назад Далее

Комментарии закрыты.

Олимпиада
Олимпиада для школьников 1-11 класс
Версия для слабовидящих
 Версия для слабовидящих
Поиск
Мы в соц. сетях
  • VKПрисоединяйтесь
  • TelegramЧат
  • Одноклассники.ruМы в Одноклассники.ru
Найдите нас

Полное наименование:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мытищинский историко-художественный музей"


Сокращенное наименование:
МБУК "Мытищинский историко-художественный музей"


Адрес
141008
Мытищи, улица Мира, дом 4

Режим работы:
Среда—суббота: 10:00–18:00
Четверг: 12:00–20:00
Воскресенье: 10:00–18:00
Понедельник и вторник - выходные дни
Кассы закрываются за 1 час до окончания работы музея.

4 декабря - (День рождения музея).

Справки по телефону:
8 (495) 586-52-98.


Карта проезда
Полезные ссылки
Портал государственных услуг Российской Федерации

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Регистрация на Добровольцах России

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Активное долголетие
Подробная информация на сайте губернатора Активное долголетие
  • VKМы в VK
  • Одноклассники.ruПрисоединяйтесь
  • TelegramПрисоединяйтесь!
О сайте
Официальный сайт Мытищинского историко-художественного музея. Мы всегда рады нашим посетителям. Для Вас мы организуем новые мероприятия и выставки. Ждем всех желающих ознакомиться с историей города Мытищи.
События и выставки
  • Кедринские чтения 2023

    mngr_art 4 дней тому назад
  • Холокост!​ ​ Помнить, чтобы это не повторилось!…

    mngr_art 1 неделю тому назад
  • Концерт в музее

    mngr_art 3 недель тому назад
  • Новогодний квест «В поисках мешка Деда…

    mngr_art 1 месяц тому назад
  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА…

    mngr_art 2 месяцев тому назад
Яндекс.Метрика
Адрес и режим работы

Полное наименование:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мытищинский историко-художественный музей"


Сокращенное наименование:
МБУК "Мытищинский историко-художественный музей"


Адрес
141008
Мытищи, улица Мира, дом 4

Режим работы:
Среда—суббота: 10:00–18:00
Четверг: 12:00–20:00
Воскресенье: с 10:00 до 18:00й
Понедельник и вторник - выходные дни
Кассы закрываются за 1 час до окончания работы музея.

4 декабря - (День рождения музея).

Справки по телефону:
8 (495) 586-52-98.


Карта проезда
Поиск
 Версия для слабовидящих
  • VK
  • OK
  • Telegram
  • Дзен Яндекс
© 2023 - МБУК "Мытищинский историко-художественный музей". Все права защищены.
Копирование материалов с сайта запрещается.
Ссылка на источник информации для разрешенных публикаций обязательна.
Обслуживание сайта - OUT IT